МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

В последние годы партия и правительство приняли ряд мёр’ по повышению безопасности полетов (БП) в гражданской авиа­ции (ГА), которые явились программой практических дейст’вйй,’ направленных на обеспечение безаварийной работы, для всех организаций и учреждений, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией воздушных судов (ВС). Одна ко итоги работы ГА в настоящее’время показывают, что требова­ния партии и правительства по обеспечению БП были выполне­ны не полностью.

Важное место в достижении высокого уровня БП занимают технические средства и методы, применяемые как на борту ВС, так и при обеспечении полетов наземными службами. Имеющая­ся литература по этой теме недостаточно полно и систематизи — рованно освещает вопросы разработки и оценки эффективности этих средств и методов. Основная цель этой книги — помочь специалистам, работающим в области БП на всех этапах соз­дания и эксплуатации ВС, в разработке программы обеспече­ния БП с привлечением современных математических методов, применяемых в теории вероятности, математической статистике.

При анализе методов и средств обеспечения БП использован системный подход. Рассмотрены основные модели надежности применительно к системам самолета, конструкциям планера и двигателя, дана оценка влияния надежности этих систем на БП. Показано, что математические модели позволяют достаточно быстро получать результаты при изменении данных в широких пределах. При рассмотрении проблем обеспечения БП преиму­щества методов моделирования проявляются особенно нагляд­но, так как они позволяют проводить исследования по всему спектру особых ситуаций, встречающихся в реальных условиях. Впервые рассмотрены методы обеспечения БП парка ВС с боль­шим налетом часов, приведена методика построения программы их технического обслуживания. При создании нового ВС всегда важно определить возможность использования технических средств обеспечения БП. В книге рассмотрена классификация этих средств, даны практические рекомендации по их выбору, обоснованию и использованию, предложена методика оценки эффективности их применения и дан обзор перспективных средств и методов.

Материал изложен таким образом, что позволяет рассмот­реть проблему БП на различных уровнях — от безопасности парка самолетов до требований к отдельным конструктивным

решениям агрегатов. Раздельное рассмотрение требований на этапах проектирования и эксплуатации в рамках единой комп­лексной программы позволяет точнее выбрать методы обеспе­чения этих требований.

На практике конструкторы и инженеры-эксплуатационники, для которых и предназначена эта книга, всегда достаточно гра­мотно используют априорные сведения о надежности конструк­ции, но с определенной долей недоверия относятся к идеям про­гноза и оптимизации уровня БП нового ВС. В данной книге показаны преимущества многокритериальных методов оптими­зации, приведены связанные с этим практические задачи, рас­смотрены различные компромиссы, на которые вынуждены идти разработчик и заказчик авиационной техники. Книга может быть полезна также авиационным специалистам, работающим в области надежности, диагностики, разработки программ и ме­тодов технического обслуживания ВС.